Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 700-99-56 (доб. 665)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 449-45-96 (доб. 654)
Москва и МО:
+7 (495) 980-97-90 (доб. 461)
Получить консультацию

Претензионный порядок договором не предусмотрен

За нарушение сроков ответа на претензию можно предусмотреть неустойку

Срок для направления претензии, впрочем, как и для ответа на нее, может быть закреплен в законе или договоре. Однако стороны не всегда руководствуются этими положениями, предпочитая обсуждать вопросы нарушения договорных обязательств контрагентом по телефону или электронной почте. Это может привести к тому, что срок для направления будет нарушен (например, когда в договоре было прописано, что сторона должна направить претензию в течение такого-то количества дней, после того как она узнала о нарушении своих прав).
Но даже если претензия была направлена в срок – это еще не означает отсутствия проблем для заявителя (истца). Контрагент может проигнорировать ее или ответить значительно позже установленного срока. А впоследствии в суде он легко может утверждать, что он не получал претензию от истца. В практике масса примеров, когда суды верили ответчику и считали, что истец действительно нарушил претензионный порядок разрешения спора. Вопрос в том, насколько высока степень такого риска.
Нарушение срока предъявления претензии . В большинстве случаев суды лояльно относятся к просрочке направления претензии, не рассматривая этот срок как пресекательный. Они считают, что предъявление претензии за пределами срока для ее подачи, но в течение срока исковой давности, не является препятствием для рассмотрения спора по существу. Поэтому просрочка подачи претензии не является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения и не лишает истца права судебной защиты. Причем это правило распространяется на сроки, установленные как законом, так и договором.

Однако есть и противоположная практика, когда суды видят в направлении претензии за пределами предусмотренного в законе или договоре срока нарушение претензионного порядка. Так, в одном из дел заказчик обратился с иском к перевозчику о взыскании стоимости недостающей продукции по договору перевозки. Суд первой инстанции оставил иск без рассмотрения, так как действующим в тот момент уставом автомобильного транспорта РСФСР был предусмотрен шестимесячный срок для направления претензий, а заказчик направил претензию по истечении этого срока. Все инстанции, включая надзор, подтвердили правомерность этого определения, указав, что право на предъявление иска возникает после соблюдения претензионного порядка урегулирования спора, в том числе соблюдения срока, установленного для предъявления претензии. Однако ввиду небольшой распространенности такого мнения вероятность оставления иска без рассмотрения по причине просрочки предъявления претензии невелика. Скорее всего, суд встанет на сторону истца.

Нарушение контрагентом срока ответа на претензию. Если в законе или договоре не предусмотрен срок ответа на претензию, то игнорирование претензии контрагентом никак не повлияет на рассмотрение дела. Судебная практика, свидетельствующая об обратном, просто отсутствует. Однако компания, заинтересованная в соблюдении контрагентом претензионного порядка, может заранее установить в договоре меры ответственности (например, неустойку за просрочку или непредставление ответа в срок). Тогда в случае нарушения контрагентом сроков для ответа заявитель претензии будет вправе взыскать такую неустойку в судебном порядке.