Бесплатная консультация юриста:
8 (800) 700-99-56 (доб. 665)
СПб и Лен. область:Санкт-Петербург и область:
+7 (812) 449-45-96 (доб. 654)
Москва и МО:
+7 (495) 980-97-90 (доб. 461)
Получить консультацию

Ст 46 п 1 ч 4 об исполнительном производстве

Закон об исполнительном производстве

Данный закон регламентирует полномочия службы судебных приставов. Приставы, они же исполнители, следят за тем как выполняются решения суда, занимаются сбором информации по сложным искам и взысканием задолженностей.

Пристав может:

  • получить полную информацию о лице, фигурирующем в деле, вплоть до состояния банковского счета;
  • накладывать арест на банковские карты или имущество должника;
  • принимать меры для полной и своевременной реализации по исполнительному листу;
  • объявить должника или ребенка в розыск;
  • беспрепятственно проникать в помещения, владельцем которых является должник и пр.

Статья 46, пункт 1, подпункт 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» завершает процесс исполнения решения по исполнительному листу, а сам исполнительный лист возвращается взыскателю. Причиной служит тот факт, что судебный пристав не отыскал у должника имущество, которое могло бы быть взыскано.

Это интересно! Машина арестована судебными приставами: причины проблемы и пути решения

В результате все ограничительные меры должны быть сняты с должника. А как вообще выносится решение судом? Как происходит этот процесс делопроизводства?

Анализ основания для возвращения исполнительного документа взыскателю

Возвращение исполнительного документа (в их число входит исполнительный лист, судебный приказ и еще два вида документов, которые меньше используются на практике) взыскателю – это одно из оснований окончания исполнительного производства, когда требование не может быть исполнено силами Службы судебных приставов. Причины для возвращения исполнительного документа перечислены в ст. 46 229-ФЗ.

Однако, если понять по формулировке ст. 46 ч. 1 п. 4, что означает для должника и взыскателя данная норма вполне реально без специальных юридических познаний (у должника отсутствует имущество, на которое можно обратить взыскание), то анализ обсуждаемой нормы (пункт 3) вызывает затруднения даже у профессионалов.

Фактически данный пункт состоит из трех оснований, каждую из которых можно проанализировать отдельно:

  • невозможно установить местонахождение должника; то есть, по месту регистрации он не проживает (либо нет информации о прописке), иных данных о месте его нахождения нет (или и по другим адресам его не удается обнаружить), то есть судебный пристав просто не может найти гражданина;
  • невозможно установить местонахождение имущества должника. Если при применении пункта 4 части 1 статьи 46 предполагается, что пристав в рамках исполнительного производства достоверно установил, что имущества у должника нет вообще, то в данном случае под невозможностью установления местонахождения понимается, что имущество не может быть найдено. Пример: автомобиль зарегистрирован на гражданина, но угнан или не обнаружен;
  • невозможно получить сведения о наличии денежных средств и иных ценностей у должника, хранящихся в кредитных организациях. После предъявления исполнительного документа судебный пристав направляет запрос и устанавливает данные о финансовом положении должника. В соответствии со ст. 14 118-ФЗ «О судебных приставах» организации всех форм собственности и государственные органы обязаны отвечать на запросы судебных приставов. Но хотя обязанность банков и кредитных организаций сообщать об открытых счетах в Налоговую инспекцию установлена ст. 86 Налогового кодекса РФ с 2014 года, на практике может сложиться ситуация, когда есть сведения о наличии денежных средств у должника, но информация о конкретном месте их нахождения не может быть получена вследствие, например, ее неисполнения.

Указанные основания могут быть применены как совместно, так и по отдельности, при этом в постановлении будет ссылка на п. 3 ч. 1 ст. 46.

Краткое содержание Федерального Закона

Начнем разговор с описания основных положений, которые закреплены в этом документе. Закон «Об исполнительном производстве» определяет порядок работы и компетенцию инспекторов ФССП.

Здесь содержится схема и принцип действий служебных приставов при выполнении решения суда. Эти люди обязаны удовлетворить требования истца и обязать ответчика возместить причиненный ущерб. Причем ключевая задача такого инспектора – сбор сведений о неплательщике и взыскание долгов.

Чтобы удовлетворить решение суда, приставы наделяются широкими полномочиями. Здесь и выяснение истинного материального положения неплательщика, и принудительное изъятие имущества, и объявление должника в розыск, и арест ответчика.

Кроме того, инспектор ФССП вправе попасть в помещение, которое принадлежит нерадивому заемщику, чтобы объективно оценить условия жизни и достатка ответчика. Комплекс таких мер необходим для выявления скрытых источников дохода, откуда удастся погасить долги.

Правда, ключевым условием для подобной работы становится беспристрастность правосудия. Таким образом, знакомый с должником пристав или работник ФССП, чьим родственником является неплательщик, обязан объявить о самоотводе от дела.

Теперь, когда ясен предмет рассмотрения, перейдем непосредственно к интересующей читателей ст. 46 ч. 1 п. 1. Что означает для должника это положение, какая выгода в такой ситуации у ответчика?

Непосредственно содержание статьи посвящено причинам и условиям, когда судебные приставы вынуждены прекратить работу по конкретному производству. Трактовка же самого пункта означает прекращение действий инспектора ФССП по делу неплательщика после подачи заявления взыскателем.

Конечно, на практике подобное основание для окончания работы пристава становится благоприятным исходом для неплательщика в материальном плане. Ведь в такой ситуации должник освобождается от выполнения решения суда, а пристав не вправе применить принудительное взыскание.

Хотя в реальной жизни ситуации, когда взыскатель добровольно отказывается от возмещения ущерба – редкость.